Terra Nova

Добро пожаловать на наш форум
Текущее время: 29 мар 2024, 12:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 231 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 14:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
Вот заморочилась, решила поделиться мыслями и узнать мнения.
Я эдак года 2-3 назад пришла к выводу, что в мире все относительно :) Америку открыла, т.е. Что, в общем, объективно нет ни плохого ни хорошего- а есть приятное и неприятное. И я приучилась думать в этой вот категории, что, какие-либо оценки- это по сути вредно и нересурсно. Никто не может точно сказать о явлении или человеке, плохой он или хороший. Самая здравая позиция- это воспринимать мир таков какой он есть: вот он таков, ни плох ни хорош, цветной - и все тут: ты не тратишь энергию ни на какие разборки, а имеешь дело с тем, что происходит. Ну к примеру, если называть проблему "сложной"- она и будет для тебя сложной и решать её будет сложно, а то и не решишь ни фига. А если не называть её никак, а просто решать вне всяких оценок - энергия распределится куда эффективней. И так же: обозначил человека "плохим"- и все, завис в этой точке, и другие его стороны, разумеется, не увидишь...

Но воспитывая дочку, я стала, естественно, сталкиваться с тем, что мне таки надо обозначать для неё какие-то границы, давать какие-то оценки предметам или людям- иначе в разуме у неё будет бесформенный хаос. Ну, помните, из Маяковского- "Крошка сын к отцу пришел"? Надо как-то дитю давать представление о мире, и неизбежно сталкиваешься с тем, что есть некое "плохое", а есть- "хорошее". Понятно, что для ребенка структурированное и понятное пространство- проще. Но ведь это..неправильно :roll: .
Как же правильно быть? может быть, таки приучать её мыслить в этих деструктивных категориях "плохо-хорошо", надеясь, что со временем она сама во всем разберется? Так жалко же времени, я только в 35 лет осознала пагубность и глупость оценочных зависимостей...

И еще мне не нравится очень: в детских стишках и сказках, к примеру, есть существа, которых "надо" бояться, ну, Тараканище у Маршака, или Баба Яга- и в её разум внедряется установка страха-а на кой он нужен? Ну вот мы читам стих про "Бяку-Закаляку"- девочка нарисовала страшненькое чудовище и сама же его испугалась- так дочка тоже теперь стала приучаться к мысли, что есть нечто, чего надо бояться. Мне это все не нравится. Как-то глупо получается: ребенку внушается сперва, что Бяка-Закаляка страшная и, разумеется, страшного надо бояться (вон, видишь, девочка испугалась, ууу, какая она страшненькая, зубки, погляди, какие острые!) - а потом увещеваем: да не бойся же, Бяка нестрашная на самом деле!" Если бы не было всей этой ерунды- дочка бы и не подумала бояться, она бы даже не начала мыслить в категориях "страшно-нестрашно"- зачем они нужны-то, вообще? А так - попадает на некую "ось" с двумя полюсами: то боимся, то не боимся, и тратится впустую энергия на эту дребедень всю. Качаемся на качелях- ну и не надо переспрашивать, мол, "страшно тебе или не страшно?"
Я пришла к выводу, что детский разум очень умный: в нем нет изначальных оценок, они видят мир многомерным, каким он и является.
Ну и мне жалко очень все это портить всякими плоскими оценками...

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 14:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2010, 14:51
Сообщений: 2693
Ой, Патра, задумалась. Моему сыну три года. А у нас категории хорошо/плохо как-то не в ходу. Ну только безусловно - ты хороший (сыну). Ну мы ему мало что запрещаем. А вам часто нужны эти категории, чтобы охарактеризовать явление/поступок/человека (для дочки, я имею ввиду)?

_________________
Если вы не готовились, а только ждали, никакое развитие событий не развернет их в вашу пользу (с).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 14:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2010, 21:09
Сообщений: 22278
Откуда: Беларусь. Новый город рядом со старым
статус: Растопыренная крысь
Ну, категории плох/хорош - это для поступков. Не нужно ребёнку говорить о людях: хороший или плохой. А поступил - плохо или хорошо. О явлениях... сложнее. Может быть - хорошо для кого-то? Или плохо - тоже? Привязываясь к конкретной ситуации? Тем более, дети мыслят всегда конкретно.

_________________
ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 14:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 10:54
Сообщений: 19723
Патра, а мне интересно, как вы будете объяснять двухлетнему ребёнку, что мир ни хорош, ни плох, что явления и люди тоже ни хороши, ни плохи, просто такие... :?
Мне кажется, что, конечно, не стоит совсем уж всё привязывать к оценкам, тем не менее есть же объективно плохие явления, поступки, последствия, если не в глазах мира, так хотя бы ваших конкретных хотя бы в отношении вашей же дочки. И дети, ради их же безопасности, всё-таки должны знать некоторые вещи под именами "хорошо" и "плохо". Так просто пока им понятнее, конкретно потому что.

_________________
Даже если тебя съели, у тебя все равно есть два выхода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
urakanikuli писал(а):
Ой, Патра, задумалась. Моему сыну три года. А у нас категории хорошо/плохо как-то не в ходу. Ну только безусловно - ты хороший (сыну). Ну мы ему мало что запрещаем. А вам часто нужны эти категории, чтобы охарактеризовать явление/поступок/человека (для дочки, я имею ввиду)?

Но вот читаем, к примеру, сказку или стишки, а там явно так прослеживается: этот герой- отрицательный, а этот- положительный. Волк плохой- поросята/козлята хорошие (моя версия: волк вообще-то и питается поросятами, такова его природа) Ворона с сыром в клюве хорошая, а лиса- обманщица! -плохая. Посуда хорошая, а грязнуля Федора- плохо поступает, Золушка- хорошая, мачеха плохая.. И как бы надо привязываться к "морали сей басни"- для чего она была написана, собственно. И неизбежно происходит эдакая дележка на "правильное-неправильное", "плохое-хорошее". А это ведь глупо в принципе.

Я лично стараюсь общаясь с ней избегать всех этих оценок, мол "собака большая и страшная, вдруг укусит"- но остальное общество, которое моих взглядов не придерживается, все это транслирует, а дочка слышит. И получается некий конфликт версий- маленький, конечно, но есть. Иногда дочка недоумевает, мол, мама сказала мне что "Бяка-Закаляка "просто вот такая, 10тиногая, с зубками, а девочка-художница просто думает, что она страшная", а вот бабушка мне говорит: "Смотри какая страшная Закаляка!"
И раздумывает сидит, не понимает, в каком направлении надо мыслить

PS мне кстати, нравится очень мультсериал Лунтик: там нет ни плохих ни хороших ярковыраженных, и морализаторства особенного тоже нет. Там даже вредные и хулиганистые гусеницы подаются как симпатичные. Вот его и смотрим.
А вот "Ну погоди"- "волк плохой, а зайчик хороший"- не смотрим

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
Русалка писал(а):
Патра, а мне интересно, как вы будете объяснять двухлетнему ребёнку, что мир ни хорош, ни плох, что явления и люди тоже ни хороши, ни плохи, просто такие... :?
Мне кажется, что, конечно, не стоит совсем уж всё привязывать к оценкам, тем не менее есть же объективно плохие явления, поступки, последствия, если не в глазах мира, так хотя бы ваших конкретных хотя бы в отношении вашей же дочки. И дети, ради их же безопасности, всё-таки должны знать некоторые вещи под именами "хорошо" и "плохо". Так просто пока им понятнее, конкретно потому что.

Ну вот смотрите. В розетке живет ток, в розетку пальчики не суем. Ток кусачий- "плохой" т.е.? Но этот же ток дает свет, и нам от света хорошо- т.е. он же "хороший".
Стоит стол- ударились об него, об угол: "плохой стол, колючий, острый!" Каша на столе стоит, как удобно- стол хороший.
Так каков же стол и ток? Одновременно плохой и хороший?
Правильно говорить так- ток просто вот такой: сунешь пальчики- укусит, включишь свет- будет свет. Т.е. правильно не присваивать ни току ни столу никаких оценок. К тому же это соответствует изначально детскому типу мышления, не замороченному стереотипами.
Вы согласны?

Но читая детскую литературу всякую я только и вижу эти самые оценки. В обществе детей и взрослых- все пестрит этими оценками. И дочка неизбежно будет слышать и другие "версии", уже слышит. Я думаю, что "мальчики вот такие", а другой человек скажет, что "эти мальчишки плохие, шалуны-грязнули!" В результате её мышление раздваивается.

Цитата:
Так просто пока им понятнее, конкретно потому что.
"Пока" это до какого возраста? Когда ребенок начинает понимать и осознавать такие довольно сложные вещи?
Хотя сложными они, ИМХО, кажутся с позиции взрослого...а для дитя они обычны: он впервые узнает о токе в розетке, и изначально ток для него ни плохой ни хороший, он и не знает как его оценивать, он оценит его тогда, когда взрослые его обозначат и оценят.

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Последний раз редактировалось patra 14 апр 2010, 15:19, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 10:54
Сообщений: 19723
А может быть плохой волк в конкретной сказке показывает некое плохое явление? По-моему, детские книжки обычно об этом. Ведь в другом произведении волк может уже оказаться положительным героем. Ну и что? Для поросят или семерых козлят волк - однозначно плохое явление, как для ребёнка может оказаться какой-то злонамеренный взрослый. И страшная Закаляка - вы думаете дочка не разберётся, что той девочке показалась страшной, а ей вот совсем так не кажется? Этот стишок как раз о том, что мы часто сами себе все страхи придумываем. Ворона и лисица - тоже персонажи, которые олицетворяют разные человеческие качества и ситуации. И мне кажется, что дети вполне способны всё правильно понять, тем более если взрослые не заостряют их внимание на том, что "все волки плохие".

_________________
Даже если тебя съели, у тебя все равно есть два выхода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2010, 14:51
Сообщений: 2693
Ну, если про сказки или стишки ;) . Про того же волка мы просто обсуждаем, что обманул он козлят, хитрый волк (да, говорю). А плохой-хороший, не знаю честно, в голову не приходило. Про муравья и стрекозу опять же просто как бы своими словами пересказываю, почему муравей стрекозу к себе не пустил, без оценок как-то (сейчас, кстати, задумалась, хорошо это ли плохо, что без оценок :) , Но я это не специально, просто само собой так склалось). Про собак забавно, мы сына не учили , может он из садика принес, но когда слышит, что собака лает, спрашивает: - а чего собачка гавкает? . Я - не знаю. Сын - у нее нету хозяйки, бедная собачка.
А про то что ребенку надо знать, что такое хорошо, что такое плохо... У нас есть категория "опасно" (сын верит, знает, что так оно действительно и есть), "нельзя, потому что мама не разрешает"(нельзя бить родителей или других людей - это если не самозащита), ну, или "сделай так, пожалуйста, мне (маме) очень нужно"

_________________
Если вы не готовились, а только ждали, никакое развитие событий не развернет их в вашу пользу (с).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2010, 21:09
Сообщений: 22278
Откуда: Беларусь. Новый город рядом со старым
статус: Растопыренная крысь
Патра, всё же ребёнок обычно больше верит родителям. Или тому человеку, который наиболее влиятелен в его жизни. Поэтому если мама говорит
patra писал(а):
ток просто вот такой: сунешь пальчики- укусит, включишь свет- будет свет
, то ребёнок всё же верит маме. И потом ещё будет своих "непросвящённых подружек" учить. Т.е. если вы не подорвёте веру своего ребёнка в себя, то никакой раздвоенности в его сознании не возникнет.

_________________
ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
Я подумаю и постараюсь поточнее сформулировать мои ответные мысли

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 10:54
Сообщений: 19723
patra писал(а):
Ну вот смотрите. В розетке живет ток, в розетку пальчики не суем. Ток кусачий- "плохой" т.е.? Но этот же ток дает свет, и нам от света хорошо- т.е. он же "хороший".
Стоит стол- ударились об него, об угол: "плохой стол, колючий, острый!" Каша на столе стоит, как удобно- стол хороший.
Так каков же стол и ток? Одновременно плохой и хороший?
Правильно говорить так- ток просто вот такой: сунешь пальчики- укусит, включишь свет- будет свет. Т.е. правильно не присваивать ни току ни столу никаких оценок. К тому же это соответствует изначально детскому типу мышления, не замороченному стереотипами.
Вы согласны?


Цитата:
Так просто пока им понятнее, конкретно потому что.
"Пока" это до какого возраста? Когда ребенок начинает понимать и осознавать такие довольно сложные вещи?
Хотя сложными они, ИМХО, кажутся с позиции взрослого...а для дитя они обычны: он впервые узнает о токе в розетке, и изначально ток для него ни плохой ни хороший, он и не знает как его оценивать, он оценит его тогда, когда взрослые его обозначат и оценят.


В целом я согласна. Честно говоря даже задумалась, а как я говорила? Ну точно про ток я не сказала бы, что он плохой. А то, что от него может быть очень-преочень больно постаралась донести в первую очередь. Рассказ о том, что благодаря току у нас светят лампочки, работает телек и т.д. был гораздо позже, когда опять же дочь могла оценить те блага, которые даёт этот ток. :)
В общем, мне кажется, что то, что несёт какую-либо опасность для жизни и здоровья не грех сначала преподнести как нечто плохое, ну или каким-то другим термином, но по сути таким. А с ростом и умнением ребёнка уже говорить о неоднозначности даже таких явлений.
А потом: плохо - это оценка. А "опасно" - это как, оценка или что-то ещё? Приятно - оценка? Красиво - тоже оценка? Воняет - тоже оценка? Борясь за безоценочность, требуется сильно уменьшить лексикон, получается ;)

Ну про литературных героев я уже вроде написала.

Буду ждать ваших мыслей. Очень интересно :)

_________________
Даже если тебя съели, у тебя все равно есть два выхода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2010, 21:09
Сообщений: 22278
Откуда: Беларусь. Новый город рядом со старым
статус: Растопыренная крысь
Русалка писал(а):
В общем, мне кажется, что то, что несёт какую-либо опасность для жизни и здоровья не грех сначала преподнести как нечто плохое, ну или каким-то другим термином, но по сути таким. А с ростом и умнением ребёнка уже говорить о неоднозначности даже таких явлений.

Вот категорическ не согласна с этим. Не нужно обманывать ребёнка ни в каком возрасте. А говоря что "ток - плохой" вы его обманываете. Не лучше ли сказать, что если сунуть пальцы в розетку - будет больно? Это правда.
А то получится: огонь плохой (может обжечь), вода плохая (можно утонуть), собака плохая (может укусить), пчелы тоже... Иголка тоже будет плохой, если пальчик уколет? Так у него весь мир плохим может стать.

_________________
ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 10:54
Сообщений: 19723
krysonka писал(а):
Русалка писал(а):
В общем, мне кажется, что то, что несёт какую-либо опасность для жизни и здоровья не грех сначала преподнести как нечто плохое, ну или каким-то другим термином, но по сути таким. А с ростом и умнением ребёнка уже говорить о неоднозначности даже таких явлений.

Вот категорическ не согласна с этим. Не нужно обманывать ребёнка ни в каком возрасте. А говоря что "ток - плохой" вы его обманываете. Не лучше ли сказать, что если сунуть пальцы в розетку - будет больно? Это правда.
А то получится: огонь плохой (может обжечь), вода плохая (можно утонуть), собака плохая (может укусить), пчелы тоже... Иголка тоже будет плохой, если пальчик уколет? Так у него весь мир плохим может стать.


Крысонька, обижаете :( , я ж и не говорила, что ток плохой.
Цитата:
Ну точно про ток я не сказала бы, что он плохой. А то, что от него может быть очень-преочень больно постаралась донести в первую очередь. Рассказ о том, что благодаря току у нас светят лампочки, работает телек и т.д. был гораздо позже, когда опять же дочь могла оценить те блага, которые даёт этот ток.


А про термины - у меня ж открытый вопрос :) Конечно, можно не "плохой" а как-то по-другому, но в целом явление нужно всё же охарактеризовать как... ну хотя бы неприятное, опасное, но тогда почему ж слово "плохое" нельзя? Когда мне больно - мне же плохо. Разве так сказать - это заставить сделать какой-то далеко идущий вывод?

_________________
Даже если тебя съели, у тебя все равно есть два выхода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2010, 14:51
Сообщений: 2693
Цитата:
Не лучше ли сказать, что если сунуть пальцы в розетку - будет больно? Это правда.

Ага, крысонька. Мы с этого начинали - больно, горячо, остро (где возможно, давали проверить), теперь доросли до опасно - обобщили (при этом ре под присмотром разрешается мешать суп в кастрюле и резать морковку).

_________________
Если вы не готовились, а только ждали, никакое развитие событий не развернет их в вашу пользу (с).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 мар 2010, 21:09
Сообщений: 22278
Откуда: Беларусь. Новый город рядом со старым
статус: Растопыренная крысь
Русалка писал(а):
Крысонька, обижаете , я ж и не говорила, что ток плохой.
ну так вы говорили:
Русалка писал(а):
что то, что несёт какую-либо опасность для жизни и здоровья не грех сначала преподнести как нечто плохое, ну или каким-то другим термином, но по сути таким


Русалка, так ведь когда что-то делает нам плохо вина в этом, чаще всего, не в самом явлении, а в нашем неправильном с ним обращении! И нужно учить ребёнка прежде всего безопасному поведению, а не бояться всего на свете. Ведь ток не будет ни плохим, ни хорошим, если его руками не трогать.

_________________
ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
krysonka писал(а):
Так у него весь мир плохим может стать.

Ну вот то-то и оно. Присвоишь явлению или человеку оценку, озвучишь её ребенку, он поверит- и все, попадет в ловушку.
Ну я на Л-форуме писала про случай, когда я это поняла: педагог нам преподала укладку волос холодным способом и при этом сказала, что она "очень сложная, много тренируйтесь". Пока я воспринимала эту укладку как "сложную" (ну как же! Мне же авторитет об этом сказал!)- она у меня получалась ужасно, я с ней билась недели 2. Как только мне показали что это "look! Its so easy!"- у меня получилось все через 10 мин. Оценки зажимают мышление в тиски- и тем более они кошмарны, когда касаются личности человека. Обозначили тебя "толстой дурочкой"- и все, капец.

Я думаю, что Вы правы в том что "Т.е. если вы не подорвёте веру своего ребёнка в себя, то никакой раздвоенности в его сознании не возникнет."
Наверное, имеет смысл ребенку (даже 2хлетнему) говорить о том, что существуют у различных людей различные мнения, а "мы с папой думаем вот так- и вот почему". Тогда, по идее, ребенок и альтернативные мнения знать будет, и не будет зажат авторитетностью родителей (это же тоже нехорошо)

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 13:52
Сообщений: 35839
Откуда: Москва
статус: ...и не оспаривай глупца. (с)
patra писал(а):
Ну вот смотрите. В розетке живет ток, в розетку пальчики не суем. Ток кусачий- "плохой" т.е.? Но этот же ток дает свет, и нам от света хорошо- т.е. он же "хороший".
Стоит стол- ударились об него, об угол: "плохой стол, колючий, острый!" Каша на столе стоит, как удобно- стол хороший.
Так каков же стол и ток? Одновременно плохой и хороший?
Правильно говорить так- ток просто вот такой: сунешь пальчики- укусит, включишь свет- будет свет. Т.е. правильно не присваивать ни току ни столу никаких оценок. К тому же это соответствует изначально детскому типу мышления, не замороченному стереотипами.
Вы согласны?

ИМХО, не стОит создавать и обратный стереотип: стереотип безоценочности. Кусачий, колючий, острый= плохой; вкусный, удобный= хороший. Значит, долой добрую половину прилагательных руского языка?! :shock:
А если не ставить никаких знаков равенства, если острый - это просто острый, вкусный - это просто вкусный? :roll:
Патра, мои дети значительно старше Вашей, но я вдруг задумалась: а как у нас всё это было? Конечно, волк был "хорошим" всказке про Ивана-царевича, и "плохим" - в сказке прог семерых козлят. Значит, волк может быть разным?..
Мы как-то особо на этом не заморачивались, это подразумевалось само собой. Так же, как и условный "мальчик Вася" может поступить плохо, если толкнёт девочку, и хорошо, когда пожалеет её и угостит конфеткой (всё-таки от оценки поступков, ИМХО, никуда не деться).

_________________
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 15:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 13:52
Сообщений: 35839
Откуда: Москва
статус: ...и не оспаривай глупца. (с)
patra писал(а):
Наверное, имеет смысл ребенку (даже 2хлетнему) говорить о том, что существуют у различных людей различные мнения, а "мы с папой думаем вот так- и вот почему". Тогда, по идее, ребенок и альтернативные мнения знать будет, и не будет зажат авторитетностью родителей (это же тоже нехорошо)

Во. Согласна на все 100%.

_________________
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 16:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
Say
Цитата:
Кусачий, колючий, острый= плохой; вкусный, удобный= хороший. Значит, долой добрую половину прилагательных руского языка?!
Нет конечно. Колючий- в одних ситуация может быть плохим (когда, видимо, приносит целенаправленный вред), в других- хорошим (когда приносит целенаправленную пользу). Он "просто колючий", оцениваем его качества без привязки к оценочной шкале.
Ну вот дочка вдруг выдала мне про шиповник, что, мол, он "колючий, поэтому плохой". Потому что он её уколол. Я объяснила, что шиповнику не нравится когда его трогают, вот он и защищается колючками. Не надо просто его тревожить.
Цитата:
всё-таки от оценки поступков, ИМХО, никуда не деться

Но оценки ведь тоже субъективны. Меня толкал и подножки ставил мой сосед по парте- потому что я ему, оказывается, нравилась. Волк очень-очень хотел кушать, а кушает он козлят и зайчиков из "Ну погоди"- и ничего, в принципе, плохого, не делает, гоняясь за добычей.

Я понимаю, что это у меня все несколько замороченно и сумбурно. Но я просто вижу, что этот момент все чаще проскальзывает в общении с дочкой. Когда я должна как-то оценить явление, чтобы ей было..не знаю..проще и понятней. Но именно эта оценка является по сути тупиком.
Так что я, наверное, буду поступать так, как написала выше, т.е. объяснять дочке про свою позицию (причем, не напирая на неё как на истину в последней инстанции) и давать представление о чужих.

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 16:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
Русалка писал(а):
А про термины - у меня ж открытый вопрос :) Конечно, можно не "плохой" а как-то по-другому, но в целом явление нужно всё же охарактеризовать как... ну хотя бы неприятное, опасное, но тогда почему ж слово "плохое" нельзя? Когда мне больно - мне же плохо. Разве так сказать - это заставить сделать какой-то далеко идущий вывод?

А вот если ребенок на приеме у врача и тот вынужден причинить ему боль (ну, стоматолог к примеру или еще кто-то) для последующего выздоровления? Боль в этом случае будет "хорошей".

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 16:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 мар 2010, 13:59
Сообщений: 9411
Вот я не разделяю ПОЛНЫЙ отказ от оценок. Мне кажется, оценки нужны для ориентиров. Можно оценивать поступки в конкретной ситуации. Типа, бить в глаз, если друг попросил у тебя поиграть машинку - плохо, потому что так без друга останешься (другу сделал больно и т.д.). А если тебе дали в ухо, то сдачи дать в глаз - самое оно, хорошо. Еще можно добавлять "я считаю, что это хорошо...".
Или так - "когда мне делают больно, для меня это плохо".
Еще, если ты никак не оцениваешь дочкины поступки, то получается, что ты их и не ценишь. Научилась сама одеваться - ну да, так бывает. Насыпала в суп стирального порошка - и так тоже бывает... А к чему стремиться, чего избегать? Вот для этого, имхо, нужны оценки.
А оценивать людей и явления, может быть, и правда не стоит.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 16:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 13:52
Сообщений: 35839
Откуда: Москва
статус: ...и не оспаривай глупца. (с)
patra писал(а):
Волк очень-очень хотел кушать, а кушает он козлят и зайчиков из "Ну погоди"- и ничего, в принципе, плохого, не делает, гоняясь за добычей.

Сказки, ИМХО, всё-таки не передача "В мире животных". Там, вобщем-то, звери имеют вполне человеческий характер. И волк "плохой" не потому, что кушать хочет, а потому, что хитрый (обманул козлят). Тут уже можно и основы ОБЖ приплести:"Вот дядька незнакомый тебе предложит конфетку, а ты за ним не ходи, он хитрый, как этот волк!"
Ну, и о еде. Я своим говорила (прада, уже не в 2, а в 4-5, и по поводу передач о живой природе):"Ты ведь сегодня на обед курочку ела? Лев не плохой, он просто тоже кушать хочет". Но в 2... Не знаю, мне почему-то казалось. что это может травмировать: то, что "мясо" когда-то живым было. Может, зря казалось...
Насчёт субъективных позиций. Кажется, я именно так детям и говорила: не "это плохо", а "я считаю, что так не нужно делать". Сейчас-то однозначно так, но сейчас по другому уже и не прокатит.

_________________
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 16:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
Мда уж..сколько тонкостей-то.
Прям я не знаю.
Надо это все суммировать как-то.
ИМХО, все высказавшиеся в теме правы, прям и оспорить нечего. Как бы это все сформулировать теперь в один Сияющий Вывод? .. :roll: Формулу, так сказать, любви

Цитата:
Не знаю, мне почему-то казалось. что это может травмировать: то, что "мясо" когда-то живым было. Может, зря казалось...

Say, мне кажется, в 2 ребенок вообще ничего не смыслит в принципе в категория "жизни и смерти", это слишком сложно для таких маленьких мозгов. У дочки моей даже фартучек живой, потерялся- значит, погулять на площадку с детками пошел, давай его подождем/позовем

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 16:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 мар 2010, 10:54
Сообщений: 19723
patra писал(а):
Русалка писал(а):
А про термины - у меня ж открытый вопрос :) Конечно, можно не "плохой" а как-то по-другому, но в целом явление нужно всё же охарактеризовать как... ну хотя бы неприятное, опасное, но тогда почему ж слово "плохое" нельзя? Когда мне больно - мне же плохо. Разве так сказать - это заставить сделать какой-то далеко идущий вывод?

А вот если ребенок на приеме у врача и тот вынужден причинить ему боль (ну, стоматолог к примеру или еще кто-то) для последующего выздоровления? Боль в этом случае будет "хорошей".


Боль - не будет хорошей, но её нужно перетерпеть, дабы потом стало хорошо.

А что же получается, слова "хорошо" и "плохо" нужно вообще вычеркнуть из русского языка, убрать из обихода? Я с одной стороны согласна, что привязывать к оценкам не стоит, но всё-таки, в каких случаях можно употреблять эти слова, не рискуя в пасть в оценивание? И есть куча слов, которые тоже несут в себе некую оценку: полезный, приятный, вкусный, грязный, даже опасный - это всё для кого-то в какой-то ситуации, а для кого-то другого в другой может всё это оказаться вредным, неприятным, невкусным, чистым, спасительным.
Вы, конечно, в целом правы, и может быть даже сумеете реализовать свою позицию, но я вот, честно, границ уже не вижу. Получается, что о каждом эпитете надо задумываться, а стоит ли его употреблять. А литература вся в эпитетах. какое произведение ни возьми - сплошь чьи-то оценки.
Я лично чисто теоретически исповедую этот взгляд, что нет ничего однозначно хорошего и плохого, тем не менее практически у меня это не получается - ни относительно себя, ни относительно других людей, только природа сюда гармонично вписывается.

_________________
Даже если тебя съели, у тебя все равно есть два выхода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Крошка дочь ко мне пришла
СообщениеДобавлено: 14 апр 2010, 17:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 мар 2010, 16:02
Сообщений: 558
Русалка
Цитата:
А литература вся в эпитетах. какое произведение ни возьми - сплошь чьи-то оценки.

Ну вот тут наверное и выход в конце тоннеля: надо давать ребенку понятие о существовании различных (в т.ч. и своей) равновеликих и равноценных оценок. Придерживаться, как ориентира) он инстинктивно (до какого-то возраста) будет родительской оценки (при условии если она адекватна, авторитетна и не унижает его самость), а потом...потом он будет выбирать и формировать свою собственную оценку. Наверное, так. Так будет и овцы целы и волки сыты :D
Видимо, тут не столько надо научить ребенка "что такое хорошо-что такое плохо", сколько дать понятие о разнообразии мира, это будет куда полезней и правильней.

Но, конечно, надо обязательно обучать навыкам самообороны и самообслуживания, это, ИМХО, тут даже и обсуждать нечего

_________________
капля вливается в Океан, и Океан вливается в каплю


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 231 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB