Вот заморочилась, решила поделиться мыслями и узнать мнения.
Я эдак года 2-3 назад пришла к выводу, что в мире все относительно
Америку открыла, т.е. Что, в общем, объективно нет ни плохого ни хорошего- а есть приятное и неприятное. И я приучилась думать в этой вот категории, что, какие-либо оценки- это по сути вредно и нересурсно. Никто не может точно сказать о явлении или человеке, плохой он или хороший. Самая здравая позиция- это воспринимать мир таков какой он есть: вот он таков, ни плох ни хорош, цветной - и все тут: ты не тратишь энергию ни на какие разборки, а имеешь дело с тем, что происходит. Ну к примеру, если называть проблему "сложной"- она и будет для тебя сложной и решать её будет сложно, а то и не решишь ни фига. А если не называть её никак, а просто решать вне всяких оценок - энергия распределится куда эффективней. И так же: обозначил человека "плохим"- и все, завис в этой точке, и другие его стороны, разумеется, не увидишь...
Но воспитывая дочку, я стала, естественно, сталкиваться с тем, что мне таки надо обозначать для неё какие-то границы, давать какие-то оценки предметам или людям- иначе в разуме у неё будет бесформенный хаос. Ну, помните, из Маяковского- "Крошка сын к отцу пришел"? Надо как-то дитю давать представление о мире, и неизбежно сталкиваешься с тем, что есть некое "плохое", а есть- "хорошее". Понятно, что для ребенка структурированное и понятное пространство- проще. Но ведь это..неправильно
.
Как же правильно быть? может быть, таки приучать её мыслить в этих деструктивных категориях "плохо-хорошо", надеясь, что со временем она сама во всем разберется? Так жалко же времени, я только в 35 лет осознала пагубность и глупость оценочных зависимостей...
И еще мне не нравится очень: в детских стишках и сказках, к примеру, есть существа, которых "надо" бояться, ну, Тараканище у Маршака, или Баба Яга- и в её разум внедряется установка страха-а на кой он нужен? Ну вот мы читам стих про "Бяку-Закаляку"-
девочка нарисовала страшненькое чудовище и сама же его испугалась- так дочка тоже теперь стала приучаться к мысли, что есть нечто, чего надо бояться. Мне это все не нравится. Как-то глупо получается: ребенку внушается сперва, что Бяка-Закаляка страшная и, разумеется, страшного надо бояться (вон, видишь, девочка испугалась, ууу, какая она страшненькая, зубки, погляди, какие острые!) - а потом увещеваем: да не бойся же, Бяка нестрашная на самом деле!" Если бы не было всей этой ерунды- дочка бы и не подумала бояться, она бы даже не начала мыслить в категориях "страшно-нестрашно"- зачем они нужны-то, вообще? А так - попадает на некую "ось" с двумя полюсами: то боимся, то не боимся, и тратится впустую энергия на эту дребедень всю. Качаемся на качелях- ну и не надо переспрашивать, мол, "страшно тебе или не страшно?"
Я пришла к выводу, что детский разум очень умный: в нем нет изначальных оценок, они видят мир многомерным, каким он и является.
Ну и мне жалко очень все это портить всякими плоскими оценками...